Претензия по качеству товара

Закон «О защите прав потребителей» в п.1 ст.18 гласит, что в случае приобретения товара (услуг) ненадлежащего качества, покупатель вправе требовать на выбор:

- замены на другой товар такой же или аналогичной марки;
- снижения покупной цены;
- безвозмездного устранения дефектов или компенсации расходов, затраченных покупателем на их устранение;
- возврата денег.

Какой бы вариант Вы не выбрали, сначала Вы должны оформить претензию по качеству товара с изложением сути своих требований, с тем, чтобы отправить ее поставщику товара (услуг).

Составление претензии – способ досудебного (мирного) разрешения конфликта между покупателем и продавцом. Когда претензия составлена правильно, шансы оперативно разрешить конфликт в досудебном порядке значительно возрастают. Если ситуация сложится так, что судебный процесс все-таки состоится, то и в этом случае претензия будет рассматриваться судом как важный и обязательный этап досудебной попытки покупателя урегулировать отношения.

Специальной формы для составления претензии по качеству товара не существует, однако желательно, чтобы она содержала следующие позиции:

- наименование адресата (ФИО и должность лица, которому адресован документ; это может быть руководитель компании, директор магазина и т.д.);
- данные об отправителе (ФИО, адрес, телефон);
- суть претензии (здесь кратко указывается, где и когда был приобретен товар (услуга), наименование товара (услуги), описываются выявленные после покупки дефекты);
- требование покупателя (на выбор: устранение неисправности, расторжение договора купли-продажи и возврат денег и т.д.). Здесь можно обозначить желание присутствовать при проведении экспертизы качества, если она будет производиться, и высказать просьбу оповестить о ее проведении;
- обозначение намерений покупателя, если претензия останется не удовлетворена поставщиком (это может быть обращение с иском в суд с целью взыскания компенсации материального и морального вреда);
- документы, прилагающиеся к претензии, подтверждающие факт покупки и свидетельствующие о дефекте (копии договора купли-продажи, гарантийных талонов, чеков и т.д.);
- дата составления документа и подпись.

Обращаться с претензией к поставщику товара (услуг) следует сразу после обнаружения недостатков. Не лишними в данном документе будут ссылки на законодательные акты, защищающие права покупателя. Претензия по качеству товара оформляется в двух экземплярах: один отдается продавцу, другой, с обязательной отметкой о принятии документа продавцом, остается у Вас. Если продавец отказывается принять заявление или сделать отметку о принятии, Вы можете отправить претензию на адрес поставщика заказным письмом с описью вложения и уведомлением о получении (которое и подтвердит доставку документа по назначению).

В сроки, установленные законом, продавец обязан удовлетворить требования, указанные в претензии, или отказать покупателю. Во втором случае ему необходимо письменно уведомить об этом покупателя (отдельным письмом или в форме резолюции на претензию). Отсутствие ответа будет рассматриваться в суде как отказ.

Если Ваше требование, как покупателя, остается не удовлетворенным, Вы вправе обращаться с иском в суд. При этом Вы можете действовать самостоятельно, а можете обратиться за помощью в Общество защиты прав потребителей. Специалисты Общества могут оказать квалифицированное содействие в составлении претензии или искового заявления для подачи в судебные инстанции.